Поддельный алкоголь все чаще и чаще изготавливают на основе медицинского спирта. Данные проверены и подтверждены Росалкогольрегулированием. Основная причина – невозможность отследить передвижение спирта после выпуска с завода.
На этой неделе сотрудники Федеральной службы ликвидировали подпольные алкоцеха сразу в Свердловской и Рязанской областях.
12.12.2017 сотрудники ФСБ и Росалкогольрегулирования арестовали в Рязанской области склад с 13000 бутылками поддельного крепкого алкоголя и емкостями с фармсубстанцией производства «Константа-Фарм М» и «Брынцалов-А».
В Свердловской области в этот же день ликвидировали аналогичный цех, использовавший для производства поддельной продукции медицинский этанол «Константа-Фарм М». На момент ареста сотрудники МВД обнаружили 28 000 бутылок алкоголя различных ТМ, 12 000 фармсубстанции и 36 000 нелегальных акцизных марок. В настоящий момент по этим двум эпизодам проходит расследование.
По словам представителя Росалкогольрегулирования, этанол медицинского предназначения в пластиковых канистрах большой емкости в подпольных производственных помещениях встречается все чаще. Его используют не только для производства поддельной водки, но и других крепких напитков более дорогостоящей ценовой категории, например, коньяка и виски.
До этого подделку разливали преимущественно из пищевого этанола, прошедшего мимо ЕГАИС.
Поставщики сырья для нелегального алкопроизводства – легальные и не совсем производители медспирта. По предварительным оценкам, ежегодно по подпольным каналам сбыта реализуется около 8 млн. дал медспирта. В среднем из 1 л спирта получается 2,5 л водки. В России поддельную водку из медспирта производят в объеме около 20 млн. дал ежегодно. А весь рынок подделки на основе фармсубстанции достигает 25 млн. дал. Официальные объемы производства водки в стране больше всего в 3 раза, по оценке 2016 года.
Почему система учета не позволяет отследить утечку? Причина в том, что производители фармсубстанции заносят в систему данные о произведенных объемах и объемах отгруженной продукции, но не контролируют с помощью электронной отчетности поступление для изготовления лекарственных средств. Да и Росстат не обладает данными о количестве произведенной фармсубстанции в стране.
Росздравнадзор регистрирует только объем произведенных лекарств, а не количество сырья для их производства. Однако с началом 2018 года ситуация изменится за счет внедрения маркировки лекарств. Это позволит контролировать движение фармсубстанции и лекарственных препаратов, которые из нее произведены.
В настоящий момент производители лекарств не предоставляют Росалкогольрегулированию никаких данных. Объемы производства нигде толком пока не учитываются.
Представитель производителя фармсубстанции «Брынцалов-А» прокомментировал наличие канистр с ТМ предприятия при ликвидации нелегального цеха в Рязанской области тем, что компания выполняет свои обязательства ответственно. А именно: контролирует производство и продажу. И подтвердил, что не в первый раз компанию беспокоят по причине обнаружения тары с пометкой производителя в нелегально работающих производственных цехах.
Представитель завода отчитался, что продажа фармсубстанции предприятием ведется только фармацевтическим компаниям. Наличие у покупателя лицензии на оптовую торговлю обязательно. А далее, вероятнее всего, по документам и в таре производителя развозится в неограниченном количестве и продается повсеместно контрафакт.
40 р. – средняя себестоимость производства 1 л. медспирта. Но его в таком же количестве можно произвести и за 20 р. за счет удешевления сырья.
Что касается завода «Константа-Фарм М», продукция которого снова найдена при ликвидации подпольщиков, то предприятие уже было участником судебного процесса по аналогичному инциденту и оштрафовано на 200 тыс. р. с конфискацией оборудования и продукции за производство фармсубстанции без лицензии. Доказательством послужили найденные правоохранителями емкости с ароматизированным спиртом под вкус и цвет коньяка в помещениях производственного цеха.
Проблема поддельного алкоголя из медспирта реальна. Решить ее может только введение в сферу производства и оборота фармсубстанции ЕГАИС, в том числе и в аптеках. Не помешает и лицензирование перевозок, как в пищепроме.